Представители БРО Союза машиностроителей России и власти Брянска обсудили вопросы подготовки кадров для промышленности

В Брянске состоялось заседание «круглого стола» по вопросам развития инженерно-технического образования. В дискуссии приняли участие первый заместитель главы администрации города Виктор Предеха, генеральный директор региональной Ассоциации промышленных и коммерческих предприятий Геннадий Шалыгин, председатель Брянского отделения Союза машиностроителей России, координатор проекта ОНФ «Профстажировки» в регионе, генеральный директор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев, ректор Брянского государственного технического университета Олег Федонин, начальник городского управления образования Иван Потворов.
Отмечалось, что в Брянской области в последние годы при активной поддержке губернатора Александра Богомаза активизировалась работа по подготовке профессиональных кадров. В частности, ряд предприятий БРО Союза машиностроителей России с БГТУ организовали подготовку кадров на специальных профильных кафедрах, проводят экскурсии школьников на производства в рамках акции «Неделя без турникетов». В регионе работает 11 центров технического образования школьников по углубленному изучению физики, математики и информатики для поступления в технические вузы и дальнейшей работы на производстве. В Брянске работает первый в регионе промышленный парк, и из федерального бюджета выделены средства на строительство на условиях софинансирования детского технопарка «Кванториум».
А год назад на «Форуме действий» ОНФ координаторы проекта «Профстажировки» гендиректор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев и проректор БГТУ Виталий Сканцев представили действующую в Брянском регионе систему подготовки кадров для промышленности, основанную на взаимодействии региональных правительства и Думы, брянских предприятий – в первую очередь, СоюзМаш России – и БГТУ. Эта практика вызвала большой интерес у участников форума. В его рекомендациях был включен пункт о том, чтобы регионы России взяли на вооружение опыт Брянской области. Заинтересовались Центрами технического образования и на VII Славянском форуме, который прошёл в Брянске в ноябре этого года.
Однако участники круглого стола «Развитие инженерно-технического образования на территории Брянска» говорили не столько о достижениях, сколько о проблемах. Большинство из них федерального и регионального уровней. Но, как отметил Виктор Предеха, и на уровне муниципалитета важно не упускать возможности, чтобы заинтересовать учащихся изучением точных предметов, увеличить число школьников, сдающих ЕГЭ по физике и информатике, привлекать детей и подростков, начиная с дошкольного возраста, к техническому творчеству через кружки по месту учебы или месту жительства.
Основной вопрос, который волновал представителей предприятий и БГТУ – это качество подготовки специалистов.
«БГТУ каждый год набирает в группу подготовки специалистов для ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» 16 человек. В предыдущие годы бывали случаи, когда из них до последнего курса доходили только 5-6 студентов, остальные отсеивались, как только начинали проходить такие сложные предметы, как физика твердого тела, квантовая механика, микроэлектроника. А все потому, что если в 80-е годы конкурс при поступлении в вуз, выпускающий инженеров, был 4-5 человек на место, то в последние годы вуз вынужден был зачислять абитуриентов, сдавших ЕГЭ меньше, чем на 40 баллов, по сути дела – троечников. Сейчас лишь 25% выпускников школ сдают ЕГЭ по физике, это не позволяет создать конкуренту среду. Правда, надо отдать должное, что выпускники ЦТО, поступившие в университет, показывают более качественные знания, чем их предшественники», – сказал Олег Данцев.
При этом он напомнил, что согласно майским указам Президента России Владимира Путина регионы должны решать вопрос по повышению производительности труда на 5% в год, а решить эту проблему можно, только привлекая в производство активную и хорошо подготовленную молодежь.
Его выступление вызвало большую дискуссию о методах достижения цели; одни выступали за применение административных ресурсов по увеличению числа выпускников, сдающих ЕГЭ по техническим предметам, и росту конкуренции при поступлению в вузы , другие – ратовали за разработку стимулирующих мер. Споры вызвал и вопрос о качестве подготовки самих учителей физики. Иван Потворов настаивал, что дефицита учителей физики в школах города нет, и что они обладают достаточной квалификацией. Олег Данцев и Олег Федонин с ними не соглашались, отмечая, что во многих учебных заведениях не только области, но и города этот предмет преподают непрофильные учителя физики. Кроме того, есть факты, когда руководители школ, боясь испортить статистику, уговаривают старшеклассников и их родителей не сдавать ЕГЭ по таким трудным предметам, как физика, химия и биология.
«Если не учить физике должным образом, то и не будет стимулов сдавать физику», – прокомментировал Олег Данцев.
Аргумент Ивана Потворова о том, что число сдававших ЕГЭ по физике в последние годы увеличилось и занимает второе место после обществознания, также не показался представителям промышленности и вуза убедительным.
«Вечно вторые, – парировал Олег Федонин, – только естествознание сдавали 3,5 тысячи выпускников, а физику – 1,4 тысячи. Почувствуйте разницу. И динамики практически никакой».
Но все согласились с Геннадием Шалыгиным, который предложил выработать систему стимулирования через субсидии школ города, где численность сдающих ЕГЭ растет, и представить ее в областном правительстве.
О проблемах, которые можно решить только на федеральном уровне, говорил ректор БГТУ Олег Федонин. В частности, он отметил, что нынешняя система образования заведомо предполагает снижение качества образования по сравнению с 80-ми годами. И основная причина – в переходе на систему подготовки «бакалавр-магистр».
«Обучение 4 года вместо 5 – это однозначно плохо, потому что мы теряем 20% времени. Все технические вузы постарались максимально сохранить специальные дисциплины. Но все равно потери составляют порядка 10%. Но что уж совсем критично – это объем практик. В 1980-1985 годы было четыре практики длительностью 24 недели, сейчас – 10 недель за 4 учебных года, то есть это одна практика – 2,5 недели. Неделя на оформление, полнедели на составление отчета, и одна неделя – познакомиться с предприятием», – отметил Олег Федонин.
Кроме того, добавил он, магистратура предполагает уход бакалавра не в инженерную деятельность, а исследовательскую, научную.
«Сейчас мы с предприятиями в рамках целевой подготовки пытаемся сохранить прикладной характер магистерского обучения. Как правило, у нас все магистры обучаются во вторую смену, а в первой половине дня работают на предприятии на полставки. Это позволяет в какой-то мере приблизить магистра к специалисту. Приблизить, но не заменить», – считает ректор.
По его мнению, пагубно сказывается на ситуации с подготовкой профессиональных кадров и раннее разделение школьников на гуманитариев и физиков. В 5-6 классах школьникам еще сложно определиться с будущей профессией. И они обладали бы большей свободой, если бы к числу обязательных предметов по ЕГЭ были добавлены экзамены по физике.
Говорил Олег Федонин и о том, что многие выпускники с хорошими баллами по ЕГЭ уезжают в Москву и другие крупные города, и надежды на то, что они вернутся в регион, практически нет. Выход он видит в уменьшении выбора вузов – с 5 по 3 специальностям хотя бы на 2 вуза по 3-4 специальностям. А может быть, есть смысл вернуться и к системе распределения выпускников после окончания университета?
Что же касается областного уровня решения проблем подготовки кадров, то ректор БГТУ предложил ввести такое понятие как «региональное задание». Предприятия и организации должны определиться, какое количество специалистов им необходимо в ближайшие годы, вузы – сколько потребуется подготовить и выпустить студентов по определенным направлениям, школы обязаны будут обеспечить число выпускников, сдающих экзамены по тем или иным предметам, с учетом конкуренции как минимум 2 абитуриента на одно место.
Не все участники круглого стола были согласны с такими предложениями, но ясно было одно: в регионе идет напряженная работа власти, бизнеса во главе с брянским отделением Союза машиностроителей России, образовательных структур по поиску дальнейших путей совершенствования подготовки профессиональных кадров.