Профобразование

ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» (Брянск) – от образования в аудиториях к образованию на производстве

  ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» — одно из крупнейших предприятий микроэлектроники России. Весь ассортимент выпускаемой продукции разработан его специалистами. Продукция поставляется более 700 предприятиям, в том числе ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», ОАО «Концерн «Созвездие», ОАО «Концерн радиостроения «Вега».

 О высоком уровне качества говорит тот факт, что  количество отказов составляет один (!) на 2 млн. изделий. Руководство завода проводит техперевооружение, закупает современное оборудование. ЗАО является одним из основных налогоплательщиков Брянской области: только за 2016 год и I полугодие 2017 года было перечислено в бюджет почти 1,5 млрд. рублей.

 С 1997 года ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» возглавляет председатель Брянского регионального отделения Союза машиностроителей России Олег Николаевич Данцев. За эти годы предприятие более чем в 10 раз увеличило выпуск продукции, на четверть обновило ее, успешно решает проблему кадров: на завод пришли более 100 выпускников БГТУ, обучавшихся по его программе и за его деньги. По инициативе Брянского отделения Союзмаша, при поддержке губернатора Александра Богомаза и областной Думы в регионе созданы семь центров технического образования школьников с углубленным изучением физики, математики и информатики для поступления в вузы, ориентированные на производство.

 Ежегодно предприятие участвует в госпрограммах на создание инновационных продуктов, инвестирует в разработку и освоение новых изделий более 200 млн. рублей федерального бюджета и собственных средств, а в этом году, после победы в ряде конкурсов по импортозамещению, — около 1 млрд. рублей.  Предприятие активно участвует в федеральной программе импортозамещения по изделиям на карбиде кремния и силовой электронике. Причем, это не воспроизводство импортных аналогов, а оригинальные разработки заводского Управления развития.

 В ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» создана система целевого многопрофильного профессионального образования (ЦМПО). Она призвана решить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих, в первую очередь, для работы по новым технологическим направлениям.

  «Оптимальным для нашей высокотехнологичной отрасли является возраст работников 35-40 лет, средний же возраст работников предприятия – 48 лет: сказались тяжкие последствия 90-х годов. Внедрение новых технологий и инноваций требуют не только знаний и опыта старых кадров, но и «продвинутости», энергии молодых. Не по нашей вине, но потеряно много времени. И мы уже не можем ждать, когда будущий молодой специалист закончит вуз, потом придет на производство, где будет адаптироваться еще пару лет. Профессиональное обучение — как высшего, так и среднего уровня — должно как можно раньше базироваться на производстве»,– считает генеральный директор предприятия Олег Данцев. Руководитель контролирует все вопросы, связанные с обучением молодежи, присутствует на защите дипломов выпускников БГТУ, следит за тем, как проходят техническое оснащение учебно-производственных лабораторий и практика учащихся техникума, поскольку уверен, что «без молодых кадров у предприятия нет будущего».

Суть системы  целевого многопрофильного профессионального образования

   Более подробно о системе многопрофильного профессионального образования, созданной на брянском предприятии, рассказывает  директор по развитию и новой технике ЗАО «Группа Кремний ЭЛ», директор НТЦ СИТ Владимир Громов:

«Система базируется на трех китах: 1-ый кит – целевая образовательная программа (высшего и среднего образования), специализированная на микроэлектронные схемотехнику, технологии, материалы, методы измерений и испытаний. 2-ой кит – контрактная поддержка целевого обучения – составление трехсторонних договоров между студентом, образовательным учреждением и заводом. 3-ий кит –  расширенная как по времени, так и по содержанию заводская практика, интегрированная в учебный процесс двух последних курсов обучения, в результате которой и определяется квалификация выпускника и его последующее место работы».

 По словам В. Громова, система имеет три конфигурации: 1.Школа — университет/заводская практика – завод. Это подготовка высококлассных специалистов, разработчиков интегральных схем и полупроводниковых приборов. 2.Школа — техникум/заводская практика – завод. Подготовка высококвалифицированных рабочих сложного технологического оборудования, техников-технологов. 3. Школа – техникум/заводская практика – университет/заводская практика – завод. Подготовка инженеров, технологов и конструкторов для работы на производстве и технических службах завода.

Хотя, уточняет Владимир Громов, заводская производственная практика может и несколько менять эти последовательности. Таким образом, поясняет он, предприятие обновляет кадры специалистов и рабочих, а молодежи предоставляется возможность выбора индивидуального пути профессионального образования.

Школа — университет/заводская практика – завод

   В 2003 году по инициативе руководства ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» была создана первая группа подготовки инженеров в Брянском техническом университете, обучающаяся за счет предприятия, первые 25 молодых специалистов пришли на завод в 2008 году. Тогда же были разработаны и основные принципы обучения профильных групп. Договор заключается между БГТУ, студентом и ЗАО «Группа Кремний ЭЛ». Предприятие оплачивает вузу обучение студента, который, в свою очередь, после его окончания должен проработать на производствепять лет. Если учится хорошо,получает еще и заводскую стипендию.Учебные планы разрабатываются совместно специалистами предприятияи вузом. Кроме того, ряд специальных дисциплин в университете преподают представители завода, а на самом предприятии создан хорошо оборудованный учебный центр. Студенты, начиная с третьего курса, проходят практику на производстве, получают заработную плату, а дипломные работы пишут на актуальные для производства темы. Защита же дипломов проходит в ЗАО «НТЦ СИТ» (бывшее ОКБ) – именно там разработаны все изделия, которые производит предприятие. Доля изделий, разработанных после 2000 года, в общем объеме составляет более 25%- высокий показатель не только эффективности работы заводских разработчиков, но и своеобразныйиндикатор творческой, созидательной атмосферы, в которую попадают студенты.

«Система подготовки специалистов, существующая на «Кремнии», себя однозначно оправдала, – говорит В. Громов.– Завод получил более 100 специалистов, которые три года работали с нами на производстве, совершенствовались как специалисты. Во-первых, они сами узнали весь технологический процесс, включились в разработку новых изделий и технологий, освоились в коллективе. Во-вторых, мы узнали, на что они способны, в какой сфере деятельности смогут проявить себя наиболее ярко. На заключительных этапах учебы в университете в процессе заводской практики мы их целенаправленно перераспределяем:кто-то становится разработчиком, кто-то идет работать технологом в цех, кто-то конструктором в технические службы предприятия. На периоде адаптации экономится время, которое, когда речь идет об электронике, имеет огромное значение».

Владимир Громов рассказал, что обучающиеся по такой схеме и карьеру делают гораздо быстрее: среди недавних выпускников БГТУ есть уже заместительглавного конструктора, начальники отделов, участков, цеха.

На предприятии высоко ценят вклад в подготовку заводских кадров ректора БГТУ О.Н. Федонина, декана факультета энергетики и электроники к.т.н., доцента В.А. Хвостова, заведующего кафедрой «Электронные, радиоэлектронные и электротехнические системы» А. А. Малаханова,к.ф.-м.н. доцента М.Ю.Некрасову. Как большую потерю заводчане восприняли смерть Ю.Г.Сахарова – талантливого педагога, который много сделал для становления системы подготовки студентов не только в аудиториях, но и на производстве.

 Школа — техникум/заводская практика – завод

 В 2013 году ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» заключило договор о сотрудничестве с Брянским техникумом энергомашиностроения и радиоэлектроники. В доперестроечные времена техникум – тогда еще училище №9 -–был, по сути дела, «кузницей» рабочих кадров для БЗПП (предшественник ЗАО «Группа Кремний ЭЛ»).

«Динамично развивающемуся высокотехнологичному предприятию, каким, безусловно, является ЗАО Группа Кремний ЭЛ» нужны не только специалисты, но и квалифицированные рабочие. В прошлом году мы впервые организовали для учащихся второго курса практику на производстве с тем, чтобы им было проще адаптироваться и закрепиться на производстве. Сейчас на предприятии специально для учащихся техникума открытыучебно-производственные лаборатории, оснащенныесовременным оборудованием. Это наша принципиальная позиция: также,как и молодые специалисты, молодые рабочие должны работать на самых важных с точки зрения развития предприятия направлениях.Таких, например, как производство изделий микроэлектроники на базе карбида кремния, которые могут работать без защиты в открытом космосе и при температуре до 300 градусов, тогда как традиционно применяемый в микроэлектронике кремний боится жесткого космического излучения и теряет свойства полупроводникауже при температуре свыше 175 градусов», – сказал гендиректор ОлегДанцев.

Договором между техникумом и заводом предусмотрено, что техникум ведет набор, подготовку и обучение учащихся необходимым предприятию специальностям. Завод же, в свою очередь, организовывает на заводе шестимесячную практику для будущих сборщиц, электриков и наладчиков.

«За учащимися закрепляется мастер из техникума: она ведет учет рабочего времени, решает организационные вопросы. И мастер, и сами учащиеся, работающиепо 4 часа в день, получают заработную плату. Для ребят это хорошая возможность почувствовать производство, понять свое место в нем, подумать о перспективе», – говорит заместитель генерального директора по кадрам и общим вопросамЗАО «Группа Кремний ЭЛ»ВячеславПетренко.

 Надо особо отметить, что, если обучение специалистов для «Кремния» в БГТУ проходило исключительно за счет средств предприятия, то подготовка рабочих кадров идет с активной государственной поддержкой.Рассказывает заместитель генерального директора ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Александр Горшков:

«По инициативе правительства Брянской области и ряда предприятий, в том числе и ЗАО «Группа Кремний ЭЛ», в 2013 году была разработана региональная программа развития профобразования, которая включает ряд мероприятий по переходу от получения образования на базе учебных заведений к образованию на базе производства. По результатам соответствующего конкурса Министерства образования и науки РФ Брянская область вошла в число 10 регионов страны, получивших федеральную поддержку своей программы. Завод же за счёт своих ресурсов отремонтировал эти помещения, оснастил мебелью, техникой. Техникум, со своей стороны, обеспечил необходимые учебно-методические материалы».

По словам Александра Горшкова, совместная работа предприятия, регионального департамента образования и техникума получила высокую оценку врио губернатора Александра Богомаза.

«Думаю, что программа, в которую мы активно включились, сдвинет очень многое. Заводу нужны не только специалисты по микроэлектронике, но и рабочие достаточно широкой номенклатуры профессий, связанных с большим количеством обслуживающих, вспомогательных производств. Взять хотя бы энергетику или обслуживание станочного парка. И после окончания техникума токарь будет у нас работать и в то же время учиться в БГТУ, получая специальность уже по программе высшего образования. Квалификация рабочей профессии, накладываемая на процесс обучения в вузе, могут дать замечательный эффект – и в итоге можно получить такого инженера, который и руками потрогал станок, и знает тонкости программирования современных металлообрабатывающих станков, и марки стали, и принципы ее применения от начала до конца, и так далее. Разумеется, это будет специалист высокой квалификации»,– говорит А. Горшков.

 

 Школа – техникум/заводская практика – университет/заводская практика – завод

 Директор по развитию и новой технике В.И.Громов подчеркивает, что «в Брянской области, даже в ОПК, нет предприятий с таким высоким наукоемким технологическим уровнем, какЗАО «Группа Кремний ЭЛ», а поэтому -цитата — «и инженеры у насдолжны быть соответствующего,высокого умственного уровня, любить и понимать математику и физику».Он считает, что для разработчиков возможен только один вариант: школа –университет -завод. Что же касается технологов для очень сложного современного оборудования, то обучение в техникуме, тесно связанное с производством, может оказаться очень даже перспективным. Хотя как и везде, здесь могут быть исключения.

«Мы тесно общаемся с ребятами из техникума, которые проходят практику в учебно-производственных лабораториях, присматриваемся к ним и в конечном итоге решаем, кому предложить учебу в университете за средства завода. Ведь нам нужны кадры не только для микроэлектроники, но и для машиностроения.

Школа

Владимир Громов мечтает о том, что талантливые разработчики и технологи, отличные наставники, закончившие свою активную деятельность на заводе, смогут заняться таким важным дело, как профориентация.

« Да, мы сейчас проводим Дни открытых дверей, экскурсии по заводу для детей работников предприятия. Но со школами надо работать теснее. Предпринимались попытки вести факультативы по физике и математике с уклоном в радиоэлектронику, соответствующие кружки,но не нашли кадров. А это должна быть постоянная кропотливая работа с учениками, как минимум с 9 класса, чтобы они поняли, зачем им серьезно изучать физику и математику, какая у них может бытьпрофессиональная перспектива. Мы готовы платить за такую работу, потому что школьники – наш неиспользованный пока большой кадровый резерв», – говорит он.

 Центры технического обучения

 В октябре 2016 года по инициативе предприятий Брянского регионального отделения Союза машиностроителей России, которым руководит Олег Данцев,при активной поддержке губернатора Александра Богомаза и депутатов областной думы были созданы 7 центров технического образования старшеклассников для углубленного изучения физики, математики и информатики. Цель- повысить уровень подготовки выпускников школ для поступления в технические вузы, готовящие кадры для промышленности. В 2017 году число ЦТО увеличилось до 9, а число учеников- с 1,2 до 2,2 тысяч человек. Финансирование ЦТО осуществляется из регионального бюджета, классы оборудованы за счет средств предприятий.

 Руководителишкол и преподаватели профильных дисциплин уже сейчас отмечают возрастающий интерес школьников к точным наукам. Данный тезис подтверждается и статистикой – если в 2015 году ЕГЭ по физике сдавали только 26% выпускников, то в последующие годы эта цифра составила уже 33%.

Этому способствует и активная профориентационная деятельность, проводимая в ЦТО. Все Центры регулярно организуют экскурсии для своих учеников и их родителей на ведущие предприятия региона, а также в БГТУ и БГИТУ. Там старшеклассники предметно знакомятся с перспективами получения востребованными на рынке труда специальностей и будущими работодателями. Так ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» в 2016 году посетили 200 учащихся ЦТО.После посещения музея, где их знакомили с историей завода и молодежной политикой предприятия, ребята направлялись на участки СПК и сборочного производства. Там ведущие специалистырассказывали о заводских изделиях и процессах их изготовления как можно более в доступной форме, давали возможность понаблюдать за работой нового оборудования, поближе рассмотреть и даже подержать в руках изделия, увидеть часть процессов под микроскопом.

 Проблемы

Проблема подготовкикадров для производства не может быть решена безподдержки государства, считает ректор БГТУ Олег Федонин. Суть проблемы, по его мнению, в том, что приоритетными специальностями длявыпускников школпо-прежнему являются информатика, экономика, которые не востребованыпромышленными предприятиями, тогда как «производственные специальности» такие какавтоматизация, электроника, идут по «остаточному принципу». Те же, кто еще в школе решил сделать карьеру на производстве, успешно сдал ЕГЭ по математике и физике, сориентированы на поступление втехнические вузы столицы идругих крупных городов. Кроме того, даже если они поступили в брянский вуз и успешно учатся, треть из них после окончания уезжаютиз Брянска. Дело в том, что системы распределения даже для тех, кто учится на бюджетных местах, уже не существует, и распространенапрактика, когда в университет, чтобы выбрать себе будущих специалистов, приезжают не только директора местных предприятий, но и из соседних регионов.

«Сквозная система образования с использованием возможностей предприятия, которая реализуется в ЗАО «Группа Кремний ЭЛ», позволяет заводу получить не только очень хорошо подготовленных по целевой программе специалистов, но и закрепить студентовза предприятием, показать им перспективу карьерного роста, заинтересовать материально, не позволить им уехать в Калугу и Подмосковье», считает Олег Федонин. При этом он отмечает, что было бы целесообразно,чтобы и государство оплачивало учебу студентов на бюджетных местах не по мало востребованным на рынке специальностям, таким как информатика и экономика, апо техническим, инженерным и оформляло соответствующие распределения именно на брянские предприятия. Особенно, подчеркивает О. Федонин, это касается районных предприятий, которые, с одной стороны, испытывают острую нехватку специалистов, а с другой – им, в отличие от предприятий Брянска,сложно организовать в силу удаленности вузапостоянную производственную практику для студентов.

ЗАО «Группа Кремний ЭЛ», как и другие предприятия ОПК, обучающие кадры за счет средств предприятия, сталкиваются сеще двумя внешними проблемами, решить которые не в силах, – это введение двухуровневой системы в вузах и призыв молодых специалистов в армию сразу после окончания вуза.

«Введение в вузах четырехгодичного бакалавриата и двухгодичной магистратуры отрицательно скажетсяна качестве подготовки инженерных кадров, поскольку реально время обучениясокращается с 5 до 4 лет. Подготовить хорошего специалиста по сокращенной программе для ОПК невозможно. Необходимо отменить бакалавриат при подготовке специалистов для оборонки, ведь речь идет о безопасности страны», – считает О. Данцев.

«Кроме того, – рассказывает генеральный директор, – после такой массированной подготовки специалиста в университете и на заводе его призывают в армию. Не факт, что молодой разработчик или технолог, в которого вложено столько сил и средств, вернется на производство, а если и вернется, то год перерыва для микроэлектроники – это много. Хочу особо подчеркнуть:речь идет омикроэлектронике, без которой говорить об обороноспособности страны вообще не приходится и о предприятии, 90% продукции которого выпускается в интересах Министерства обороны РФ».

 Олег Данцев отметил, что руководители брянских предприятий неоднократно, но, к сожалению, безрезультатнописали письма о необходимости отсрочки от армии выпускникам высших и средних технических учебных заведения, работающих в ОПК.

Осторожный оптимизм сейчас внушает тот факт, что к решению проблемы подключились Союз машиностроителей России и его вице-президент, первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности ВладимирГутенев.

Презентация УЦ БМЗ имени М.К. Тенишевой