«Неделя без турникетов» в «Группе Кремний ЭЛ»

В ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» продолжается «Неделя без турникетов», организованная Брянским отделением Союза машиностроителей России. По традиции, акция здесь не ограничивается одной неделей, поскольку интерес к предприятию со стороны учебных заведений очень большой. Так, в прошлом году «Неделя без турникетов» весной и осенью длилась по полтора-два месяца, было проведено 46 экскурсий, в которых приняли участие 670 человек. В график весеннего этапа акции этого года записаны 22 группы, которые будут посещать завод до конца мая.
В ходе нынешней акции впервые прошла встреча преподавателей ЦТО – учителей физики, математики, информатики и технологии – с генеральным директором предприятия Олегом Данцевым, заведующим кафедрой «Электронные, радиоэлектронные и электротехнические системы» Алексеем Малахановым и доцентом кафедры Мариной Некрасовой. Мероприятие было инициировано общественным советом ЦТО и ГАУ ДПО «БИПКРО» и ориентировано на «Сетевое взаимодействие в организации профориентационной работы». Состоялась беседа о том, как заинтересовать школьников техническими дисциплинами, подготовить их для поступления в университет с перспективой дальнейшей работы на предприятии.
Как рассказал О. Данцев, на завод пришли уже более 150 молодых специалистов, получивших высшее образование в заводской группе БГТУ. Многие из них сделали карьеру, активно занимаются научными разработками, получают вполне приличную заработную плату. Но активно развивающемуся предприятию микроэлектроники, 95% продукции которого разрабатывается и производится в интересах Министерства обороны РФ, ежегодно требуется как минимум 15 молодых специалистов. Ставка на молодежь делается и при проведении конверсии.
«Любое электронное изделие – будь то смартфон, автомобиль, пылесос – работает на интегральных микросхемах. В смартфонах применяются ИС с проектными нормами 28 нанометров. Сегодня, к сожалению, в России нет ни оборудования, ни специалистов, которые бы работали с таким уровнем проектных норм. В лучшем случае, это 180 нанометров. Наше предприятие осваивает 350 нанометров, в основном для военных изделий, но планируем и для гражданской продукции. Все, что мы выпускаем, спроектировано нашими специалистами. А мы выпускаем сегодня 1,5 тысячи типономиналов. Мы приобрели современное оборудование, вложив в него только за последние два с половиной года около миллиарда рублей. На предприятии работает 1800 человек, и большая часть из них – это инженеры, высококвалифицированные наладчики, производственники-управленцы. Работа интересная, творческая. Кроме того, наши изделия востребованы, и в ближайшее время спрос – а, следовательно, и потребность в кадрах – будут только расти.
Мы каждый год должны осваивать до полусотни новых изделий. Их кто-то должен разрабатывать, осваивать, выпускать. Сегодня это не всегда получается. Советский Союз выпускал 10-12% от мирового объема изделий микроэлектроники, Россия сегодня – намного меньше. Наша страна никогда не откажется от суверенитета, а он поддерживается армией. А любая современная армия, в свою очередь, держится на микроэлектронике, потому что это система управления, без которой любая техника – груда металлолома».
Ответив на главный вопрос о гарантированном трудоустройстве выпускников кафедры БГТУ, участники встречи приступили к обсуждению, как вовлечь старшеклассников в уже существующую и эффективно работающую систему профессиональной подготовки кадров. О ней рассказал Алексей Малаханов:
– В начале 2000-х годов Олег Николаевич Данцев обратился в вуз с просьбой о подготовке специалистов по микроэлектронике. Острая нехватка молодых кадров была вызвана ситуацией
90-х годов. Начиная с 2003 года, в университете появилась группа студентов, обучающихся за счет ЗАО «Группа Кремний ЭЛ». В группе занимались 15-20 человек, их учеба полностью оплачивалась предприятием. Потом пошел демографический спад, стали выделяться бюджетные места, в том числе и по микроэлектронике. Три года назад число бюджетных мест на все профили электроники было ограничено 27-ю, при этом микроэлектронике досталось всего 9. Сейчас бюджетных мест в заводской группе 10 на 1 курсе и 9 на втором, за остальных студентов платит завод. Начиная с третьего курса, все студенты проходят производственную и научно-исследовательскую практику на заводе, выполняют курсовые и дипломные работы, связанные с перспективными направлениями и разработками предприятия. Молодой человек, еще учась в университете, знает, чем он будет заниматься на предприятии по окончании вуза, нарабатывает определенный опыт, как по работе, так и в общении с коллективом.
Итак, есть гарантированное трудоустройство на современном заводе, щадящая и уже отлаженная система вхождения в профессию. Но что требуется от преподавателей? О. Данцев сказал, обращаясь к учителям: «Необходимость в вас – колоссальная, и в первую очередь в вопросе повышения качества подготовки учеников». Он отметил, что в последние годы из 15 студентов, принятых на первый курс кафедры микроэлектроники БГТУ, вуз заканчивала, в лучшем случае, половина. Обусловленный недостаточным количеством школьных часов, невысокий уровень подготовки, в первую очередь по физике, не дает возможности осваивать физику твердого тела, полупроводников, квантовую механику. Поэтому при поддержке губернатора Александра Богомаза в регионе были созданы центры технического образования. Это дало свои результаты: уже два года на первых курсах нет отчисленных за неуспеваемость. Но, по мнению О. Данцева, надо идти дальше и создавать конкурентную среду поступления на технические специальности вузов. Он вспомнил, что в 70-е годы конкурс составлял 5-6 человек на место, сейчас же берут практически всех желающих, даже набравших на ЕГЭ по физике порядка 40-45 баллов.
Впрочем, как отмечали на встрече учителя, есть выпускники школ с очень высокими показателями ЕГЭ по физике, но они предпочитают поступать в столичные вузы, жить в большом городе и… работать, чаще всего, не по специальности. А, тем не менее, как отметил А. Малаханов, БГТУ занимает 39 место в рейтинге 120 технических вузов в России, то есть подготовка вполне сопоставима с московской. Что же касается трудоустройства, то проблем практически нет. А нормальный уровень жизни при зарплате, достигающей 100 тыс. рублей, можно обеспечить и в провинции. И как вывод: необходима большая профориентационная работа, причем, не только среди старшеклассников, но и учеников среднего и даже младшего звена. Надо приложить немало сил, чтобы вовлечь как можно большее число школьников и в ЦТО, и в работу технических кружков, которые будут тесно сотрудничать как с университетом, так и с заводом. Ведь, как посетовали учителя, два часа физики в неделю – это катастрофически мало. Большие надежды в связи с этим возлагаются на создание в этом году лабораторий моделирования и робототехники на базе гимназий №3 и №7 в Брянске, а также на открытие детского технопарка «Кванториум», где у школьников будет возможность приобщаться к техническому творчеству.
Но это задача минимум. А в идеале, к которому надо стремиться, это приобщение школьников к научным школам, существующим в регионе. В случае «Группы Кремний ЭЛ» – это микроэлектроника. Свои научные школы есть и у других предприятий машиностроения и ОПК: БМЗ – тепловозостроение, карачевская «Электродеталь» – разъемы, БЭМЗ – радиоэлектронная борьба.
В завершение встречи генеральный директор предприятия выразил надежду, что совместными усилиями школы, вуза и производства удастся наладить тесное общение школьников со специалистами «Группы Кремний ЭЛ», учеными университета; через ЦТО, технические кружки, детский технопарк вовлечь их в среду научной школы, научить трансформировать задумку на бумаге в реальное изделие, дать почувствовать вкус открытий в такой перспективной отрасли, как микроэлектроника, которая является основной для создания детских игрушек, смартфонов, бытовой, космической и военной техники.
Преподаватели ЦТО посетили затем участки кристального и сборочного производств, где молодые специалисты провели для них экскурсию с углублением в технологию изготовления изделий микроэлектроники. Делясь своими впечатлениями по окончании экскурсии, учителя отметили отличную подготовку молодых инженеров, их увлеченность делом и то, с каким вдохновением они рассказывают о своей работе.
Знакомство школьников с предприятием нужно и полезно,– считают преподаватели. – Здесь дети могут увидеть своими глазами то, о чем мы им говорим на уроках физики. Причем, они не просто смотрят, они с удовольствием общаются с молодыми специалистами, задают интересующие их вопросы. И потом некоторые из них задумываются о том, что стоит получить такое же образование, чтобы затем получить такую же интересную работу. Приводить детей на заводы нужно и хотя бы для того, чтобы они знали, что кроме профессий экономиста и юриста есть и другие – интересные и при этом очень востребованные профессии.