В Брянской области создается практико-ориентированная система образования

На базе брянских гимназий к новому учебному году будут организованы лаборатории моделирования и робототехники. В случае если эксперимент будет удачным, эту практику планируется распространить и на другие школы области. Проект реализуется в рамках создания в Брянской области практико-ориентированной системы образования, направленной на решение, в первую очередь, проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности
Предыдущий эксперимент в этой сфере – по созданию Центров технического образования (ЦТО) школьников – оказался удачным, работа будет продолжена. Ее итоги были подведены на заседании Совета по ЦТО в Брянской областной Думе с участием заместителя председателя регионального парламента Анатолия Бугаева, заместителя губернатора Владимира Оборотова, представителей департамента образования, учебных заведений и директоров предприятий Брянского отделения Союза машиностроителей России.
В области работают 11 Центров технического образования (ЦТО) на базе учебных заведений Брянска и районных центров. Первые из них были созданы 3 года назад при активной поддержке губернатора Александра Богомаза и депутатов региональной Думы. Все организационные вопросы взял на себя заместитель председателя областной Думы Анатолий Бугаев. По программе «Развитие инженерно-технического образования Брянской области» из регионального бюджета в этом году на обеспечение деятельности ЦТО выделены почти 7 млн. рублей. В прошлом году за счет средств предприятий, в первую очередь регионального отделения Союза машиностроителей России, приобреталась компьютерная техника, видеопроекторы, другое самое современное оборудование. Сейчас в центрах занимаются около 2500 человек. К работе с детьми привлечены опытные учителя, в работе с одиннадцатиклассниками были задействованы преподаватели Брянского государственного технического университета.
«Создание ЦТО – это очередное звено в практико-ориентированной системе образования, которая создается в регионе. Все начиналось с сотрудничества предприятий с вузами и техникумами по подготовке профессиональных кадров. Затем мы столкнулись с проблемой слабой подготовки по физике, математике и информатике в школах. Так возникла идея создания ЦТО с углублённым изучением этих предметов, экскурсиями школьников в БГТУ, на производства, где они общались с конструкторами, разработчиками, технологами. Со своей задачей ЦТО справляются, баллы по ЕГЭ выросли, студенты на младших курсах показывают достаточно высокие знания на экзаменационных сессиях», – считает председатель регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев.
Однако, по его мнению, необходимо продолжать работу по вовлечению школьников в практико-ориентированное образование.
«У нас в регионе есть современные высокотехнологичные производства. Во время экскурсий наши школьники видели это. Их восхищали новое современное оборудование, техпроцессы, они активно общались с молодыми специалистами. Но сейчас, как мне кажется, надо сделать очередной шаг. Показать им, что в регионе сформировались мощные научно-производственные школы, в том числе машиностроения – во главе с БМЗ, микроэлектроники – с ЗАО «Группа Кремний ЭЛ». И, конечно же, в БГТУ, который занял достойное 33 место в рейтинге экспертов программы «Социальный навигатор» среди технических вузов России», – отметил О. Данцев.
Создание лабораторий моделирования и робототехники на базе гимназий – это очередной шаг в решении проблемы приобщения школьников к научно-производственной деятельности. Пилотными учреждениями для реализации проекта станут гимназии №3 и №7 в Брянске.
«В гимназиях предполагается организовать две площадки; там будут созданы школьные лаборатории, которые позволят ребятам заниматься моделированием и робототехникой. Занятия в лабораториях могут проводиться как в рамках изучения отдельных предметов, так и в форме внеурочной работы. Их будут посещать и школьники, обучающиеся в Центрах технического образования. В дальнейшем предполагается установить взаимодействие гимназий с ссузами, вузами и предприятиями Брянска. С ними будут подписаны соответствующие соглашения о сотрудничестве»,– рассказал Анатолий Бугаев.
При этом он отметил, что необходимо больше внимания уделять интегрированным урокам и межпредметным связям при изучении технических дисциплин. Теоретические занятия должны чередоваться с работой в лабораториях, что поможет школьникам определиться с профессиональным выбором.
На совещании было принято решение о создании рабочей группы по взаимодействию ЦТО с образовательными организациями и промышленными предприятиями региона. Уже к апрелю планируется разработать экспериментальные программы по программированию и конструированию, которые будут использоваться в создаваемых гимназических лабораториях, а занятия в них начнутся с нового учебного года. Затем подобные лаборатории планируется создать и в других школах – в первую очередь, на базе предмета «технология».
Общаясь с коллегами по Совету ЦТО, Анатолий Бугаев не раз отмечал, что практико-ориентированное образование надо создавать уже с детсадовского уровня. Большие надежды в связи с этим промышленники и власти региона связывают с детским технопарком «Кванториум», который планируется построить уже в этом году, – регион выиграл конкурс Министерства просвещения РФ на выделение из федерального бюджета более 70 млн. рублей на его создание. Проект будет осуществляться при софинансировании из регионального бюджета. Помощь готовы оказать и брянские промышленные предприятия, в основном, регионального отделения Союза машиностроителей России. В нем можно будет выявлять и поддерживать юные таланты, предоставляя им возможность на современном оборудовании реализовывать свои проекты с тем, чтобы затем продолжать развивать свои инженерные и научные навыки в лабораториях и учебных классах школ, гимназий, в вузах и производствах.
Создание в регионе хорошо отлаженной системы практико-ориентированного образования, как считают участники совещания, сможет помочь предприятиям привлечь хорошо подготовленные профессиональные кадры, повысить производственный и научный потенциал региона.