В Брянской области началась реализация проекта ОНФ «Профстажировки»

   25 октября в Брянске с рабочим визитом побывал  координатор проекта, директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин. Он встретился с губернатором Александром Богомазом и провел заседание круглого стола в ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» (входит в Союз машиностроителей России)  с участием представителей региональных органов власти, руководителей промышленных предприятий, студентов и преподавателей профильных вузов.

  Проект реализуется ОНФ с марта 2017 года. Его основу составляет сайт Профстажировки.рф, где собирается актуальная информация о стажировках и  практиках на отечественных промышленных предприятиях. Здесь же молодые специалисты могут подать заявку на участие в проекте.

   Как отметил И. Семин, проект помогает студентам и выпускникам  технических вузов подобрать предприятие для стажировки или практики по специальности в любом регионе России. Фактически создается  новый механизм прямого взаимодействия молодых специалистов и предприятий.

   Координаторы проекта в регионе — председатель регионального отделения СоюзМаш России, член штаба регионального отделения ОНФ, гендиректор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев и проректор Брянского государственного технического университета Виталий Сканцев.

    Губернатор Брянской области А.Богомаз поддержал проект и подчеркнул, что у региона есть существенные наработки в решении проблемы  профессиональных кадров. В частности, областные власти активно поддержали идею крупных промышленных предприятий о создании  в октябре 2016 года центров технического образования школьников с углубленными занятиями по физике, математике и информатике — предметам, необходимым для поступления в технические вузы. Сейчас в регионе действует 9 центров, в которых занимаются около 2300 школьников. Губернатор отметил актуальность темы подготовки высококвалифицированных кадров для динамично развивающейся и внедряющей инновации промышленности региона и заверил, что ОНФ  может рассчитывать на всестороннюю поддержку в организационных вопросах реализации проекта.

 Разговор о достижениях и проблемах, с которыми сталкиваются директора предприятий, преподаватели и студенты вузов при подготовке кадров для промышленности, продолжился на заседании круглого стола в ЗАО «Группа Кремний ЭЛ». Но вначале Илья Семин рассказал о том, как возникла идея «Профстажировки»:

  «Почему мы этот проект задумали? С одной стороны, когда мы общаемся с директорами предприятий, они говорят о дефиците кадров. С другой — когда мы общаемся с молодыми людьми, они жалуются, что очень сложно найти первую работу с достойным уровнем оплаты труда. И на стыке этих двух проблем мы сделали портал «Профстажировки», где любой студент может подобрать для себя предприятие для прохождения практики или стажировки».

   И.Семин рассказал также о нескольких инициативах ОНФ, с которыми планируется выйти в Госдуму РФ  и правительство РФ. В частности, для того, чтобы предприятия активнее привлекали на работу молодежь, предлагается расширить перечень налоговых стимулов для них.  В том числе, чтобы часть расходов, связанных со стажировками – выплата стипендий для стажеров и зарплаты наставникам, оплата проезда к месту стажировки, – можно было относить на себестоимость. Кроме того, есть предложение на базе Фонда развития промышленности сделать специальный продукт – доступный кредит под 1% для предприятий на осуществление деятельности по подготовке кадров.

   Участники круглого стола говорили о том, что сделано на предприятиях и в регионе в целом и какие проблемы можно решить только на федеральном уровне.  Так, гендиректор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» О. Данцев рассказал о том, что предприятие уже 15 лет готовит специалистов совместно с БГТУ, на производстве работает более  100 выпускников, которые со второго курса проходили практику на предприятии и защищали дипломные работы по актуальным для производства темам. Но в последние годы уровень подготовки специалистов не только по этому предприятию, но и по ОПК и машиностроению в целом, заметно снизился.

    «Наш завод динамично развивается, выполняет целый ряд ОКРов. Мы сегодня готовы брать ежегодно не менее 20 молодых специалистов. Набираем в заводскую группу в университете 15 человек, но только  5-6 доходит до выпуска. Потому что многие студенты  попросту не могут овладеть теми знаниями,  которые дает  им  университет для работы  в микроэлектронике. А нам нужны не просто специалисты, а высококвалифицированные специалисты», – сказал он.

    По мнению О. Данцева, определенную роль в  снижении качества подготовки специалистов в университетах сыграло введение вместо специалитета двухступенчатой системы образования — бакалавриата и магистратуры. Если при специалитете студенты имели возможность в течение 3 лет работать по 4 часа в день на производстве – вливаться в коллектив, осваивать новые технологии, участвовать в разработках, то после введения бакалавриата – всего два года.

  Брянское отделение Союза машиностроителей России предлагают вернуть специалитет для вузов, готовящих кадры для стратегически важных отраслей ОПК и машиностроения.  При этом О.Данцев отметил, что проблема снижения качества подготовки специалистов начинается со школы,  где невысокий уровень подготовки по физике. Созданные в регионе при активной поддержке губернатора А. Богомаза и Брянской областной Думы  9 центров технического образования с углубленным изучением физики, математики и информатики, а также организация экскурсий для школьников в вузы и на предприятия дали определенные результаты. Но надо двигаться дальше.

 В частности, в регионе планируется создание детского технопарка стоимостью 100 млн. рублей на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов. По информации председателя Брянской областной думы Анатолия Бугаева,  детский технопарк площадью 1,5 тыс. кв. метров смогут одновременно около 800 детей. «Кванториум» будет выявлять и поддерживать юные таланты, возрождать престиж инженерных и научных профессий среди молодежи. На базе технопарка школьники смогут создавать собственные проекты, используя самое современное оборудование. Таким образом, подчеркивает  Анатолий Бугаев, в регионе создается новая система сопровождения и развития технического образования. Школьники с площадок «детский сад — школа» продолжат образование в ЦТО, далее — в техникумах, колледжах, вузах, которые будут работать в тесном контакте с промышленными предприятиями.

 Брянские предприятия Союза машиностроителей России принимали самое активное участие в оснащении ЦТО, они намерены выделить  10 млн. рублей и на детский технопарк. При этом особую ставку они делают на старшеклассников.

 «Привлечь детей к техническим знаниям, творчеству – это очень  хорошо, но недостаточно. Мне  кажется, что учащихся  9-10 классов можно и нужно привлекать уже в те коллективы, где созданы научные школы. На Брянщине есть мощные научные школы – по разработке тепловозов, по разработке изделий микроэлектроники (интегральных схем и других). В этом году у нас планируется открытие первого в регионе промышленного парка. Думаю, что было бы правильно создать на его базе структурные подразделения детского технопарка, чтобы они общались с представителями разных научных школ, понимали, чем занимаются эти люди, заражались их энтузиазмом», – сказал он .

   О том, что заниматься профориентаций надо со школьной скамьи, говорил и замгубернатора Михаил Кобозев. По его мнению, если школьники будут посещать промышленные предприятия, знакомиться с интересными, одаренными специалистами, новейшими разработками, если им покажут современное оборудование, на котором они смогут работать в будущем, то есть надежда, что молодежь пойдет в технические вузы региона.

   На заседании не раз отмечалось, что готовящие кадры для промышленности БГТУ и БГИТА – лучшие в России вузы. Впрочем, проблемы есть и у них. Так, замгенерального директора ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Александр Горшков обратил внимание на  недостаточное  материально-техническое обеспечение учебного процесса в высшей школе. А всё потому, что нет источника финансирования для обновления лабораторий. Выходом из ситуации, по мнению А. Горшкова, может стать создание соответствующей целевой программы с участием федерального бюджета.

  «У ЗАО «Группа Кремний ЭЛ»  хороший опыт взаимодействия с  региональным департаментом образования по  реализации программы модернизации образования в плане среднего профессионального образования. За счет федеральных, областных и заводских средств на производстве за последние четыре года были созданы три учебно-производственные лаборатории, которые оснащены суперсовременным оборудованием, где учатся ребята из   Брянского техникума энергомашиностроения и радиоэлектроники. Они осваивают профессию на том уровне, который реально понадобится нам как работодателю», –  сказал А. Горшков.

  Он отметил, что в регионе есть практика создания базовых кафедр технических университетов на предприятиях. Но, к сожалению, программ по их оснащению современным оборудованием, как по среднему профобразованию, нет. А. Горшков обратился с просьбой к  Илье Семину от имени ОНФ предложить Минобрнауки РФ исправить ситуацию.  И еще один вопрос поднял А.Горшков. Зачастую студенты, закончившие вуз и прошедшие стажировку на предприятии, вынуждены уходить в армию. Отставание на год  от  современных, динамично развивающихся технологий, бывает очень трудно восполнить. Кроме того, после службы у  некоторых ребят, в кого университет и завод вложили немало сил и средств в надежде получить высококлассного специалиста, меняются планы, и они не возвращаются на производство.

 «Есть хорошее решение, которое реализовано сегодня в Тамбове и Севастополе, – это  научно-производственные роты. Я  думаю, было бы правильно распространить как  предложение ОНФ эту практику на все регионы, где есть соответствующий объем предприятий ОПК  и крупные предприятия машиностроения», – отметил он.

   На заседании не раз говорилось о том, что профориентационную работу в школах  надо начинать  как можно раньше. В частности, первый заместитель регионального департамента образования Татьяна Кулешова сказала:

 «Что показали ЦТО?  Во-первых, они подняли баллы по ЕГЭ по физике, математике и информатике. Во-вторых, все выпускники, которые учились при БГТУ и БГИТУ, поступили в эти вузы. И, может быть, самое главное – ЦТО помогли детям правильно сориентироваться, они  помогли увидеть предприятия, понять, что, оказывается, профессия инженера интересная, что она открывает новые перспективы для творчества, карьеры, саморазвития».

  Представитель  Совета молодых специалистов ЗАО «Группа Кремний ЭЛ», разработчик Тимур Паньков так вспоминает первые годы, когда он пришел на производство:

  «Это было счастливое время. Я пришел на завод на втором курсе, работал на полставки. За мною, как и за другими студентами на практике, были закреплены старшие коллеги. Они помогали нам с работой, мы вместе решали какие-то проблемы, для нас было важно ощущать себя частью  очень трудного, но такого интересного, захватывающего творческого процесса. Все студенты активно участвовали в новых разработках. Будучи студентом, я входил в состав групп авторов четырех  патентов. Предприятие доплачивает по 30 тыс. за поданные заявки на патенты. Кроме того, когда молодой специалист приходит на завод, он на старте получает порядка 25-30 тыс. рублей зарплаты, а при его активности она может и расти», – сказал он. При этом Тимур Паньков также отметил снижение качества подготовки специалистов в последние годы.

  Одну из причин проблемы и возможный способ ее преодоления назвал ректор БГТУ Олег Федонин:

  «Ребенок определяет направление вуза – гуманитарное или техническое – в 5-6 классе. Он уже тогда определяется, что будет изучать добросовестно – физику или историю. А формально это направление закрепляется, когда он выбирает ЕГЭ.  Он никогда не выберет ЕГЭ по дисциплине, которую не изучил. Анализ ситуации в последнее десятилетие показывает, что 2\3 школьников  выбирают гуманитарное направление и только 1/3 – техническое. Просто физика сложнее обществознания. Нередко родители поддерживают детей в этом выборе, хотя согласно данным Минобрнауки РФ, молодым людям после технического вуза легче устроиться на работу, да и получают они больше», – сказал ректор.

  Он предложил ходатайствовать перед Минобрнауки о включении ЕГЭ по физике в число обязательных. Только сдача достаточно широкого набора дисциплин, считает Олег Федонин, может создать для школьников реальную свободу выбора и равные условия для поступления в вузы.  Он напомнил участникам круглого стола, что в 70-80-е годы выпускники школ сдавали по 7 экзаменов, в число обязательных входили физика и иностранный язык.  Участники совещания активно поддержали предложение ректора.

  После выступлений и обмена мнениями координатор проекта ОНФ «Профстажировки» Виктор Сканцев провел его презентацию и рассказал о ближайших планах по его реализации в регионе. В частности, до конца года планируется привлечь к проекту не менее 50  брянских предприятий, опубликовать на сайте не менее 200 сообщений о практиках и стажировках, провести  работу по популяризации проекта среди студентов вузов и ссузов, согласовать сроки и направления стажировок с основными обязательными программами образовательных учреждений. А в начале 2018 года, основываясь мониторинге и отзывах, уже сделать первые выводы о  новом проекте.

   В завершение заседания круглого стола, координатор всероссийского проекта ОНФ «Профстажировки» Илья Семин отметил, что за несколько месяцев работы проекта к нему присоединились 530 компаний из 52 регионов, за это время на сайте профстажировки.рф размещено более 1,1 тыс. вакансий на стажировки, с помощью которых студенты и молодые специалисты нашли своих первых работодателей. Он выразил надежду, что Брянская область станет одним из активных участников проекта.