Возможности грамотного совмещения учебы в вузе и получения первого практического опыта обсудили на “Неделе образования – 2021”

Московский международный салон образования с 17 по 23 мая провел масштабный всероссийский проект “Неделя образования – 2021”, соорганизаторами и участниками которого являются игроки рынка образования, в том числе АНО “Россия – страна возможностей”.

19 мая состоялась панельная дискуссия на тему “Как начать карьеру на разных этапах обучения?”. В дискуссии приняли участие заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ
Валентина Шалашникова, председатель АНО “Профстажировки” и общественно-экспертного совета по национальному проекту “Производительность труда” Илья Семин, ректор Южного федерального университета Инна Шевченко, генеральный директор АНО “Корпоративная академия Росатома” Юлия Ужакина, ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Беспалов, начальник управления, директор по развитию платформы “Профессионалы 4.0” ПАО “Газпромнефть” Николай Долгов, первый проректор университета ИТМО Дарья Козлова. Модератором сессии выступил заместитель генерального директора АНО “Россия – страна возможностей” Антон Сериков.

Открывая дискуссию, ее модератор Антон Сериков отметил, что опыт работы традиционно является одним из ключевых критериев при подборе персонала:

“При найме молодых сотрудников на первое рабочее место сложно оценить их профессиональные компетенции в должной мере. Зачастую ожидания работодателей не совпадают с содержанием образования соискателей. Отсюда вопрос: совмещать ли работу с учебой? Не повлияет ли это на качество полученных знаний? Давайте обсудим это вместе”.

Какие механизмы получения практического опыта поощряются государством в вузах, какие новые инициативы готовятся в этом направлении, рассказала Валентина Шалашникова. Спикер отметила, что по данным многих социологических исследований поколение современной студенческой молодежи — это поколение с новыми потребностями и интересами, с новыми взглядами на рынок труда. Ключевые показатели интереса молодежи — это высокая заработная плата и интересная работа.

“Несколько лет назад эти два фактора были, чаще всего, несопоставимы. Подход выстраивания карьерной траектории молодежи сегодня должен быть выстроен очень логично. При этом нельзя не затронуть проблемы. Например, основной причиной нетрудоустройства является несоответствие зарплатных ожиданий и карьерных амбиций нашей студенческой молодежи. Логично, что в начале своего обучения студент не будет получать большую зарплату, это результат системной работы. Поэтому уже на первом курсе должны формироваться такие компетенции, навыки, знания, которые должны соответствовать этим зарплатным ожиданиям. Уже на первом курсе студент должен знать, куда он пойдет работать, что его ожидает, какие компетенции нужны работодателю. Это большая работа вузовских команд – выстроить эту экосистему внутри своего вуза”, – прокомментировала заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Валентина Шалашникова.

Председатель АНО “Профстажировки” и общественно-экспертного совета по национальному проекту “Производительность труда” Илья Семин рассказал о механизме стажировок в рамках проекта “Профстажировки 2.0”, реализуемого президентской платформой “Россия – страна возможностей” совместно с ОНФ. По мнению спикера, это выгодно и работодателям, и студентам, и вузам.

“6 из 10 стажировок заканчиваются трудоустройством. Сейчас мы развиваем линейку видов стажировок, до пандемии активно использовали однодневные экскурсии-стажировки. Работаем над новой темой дистанционных стажировок, видим в этом направлении большой потенциал с точки зрения того, что это прямой трансфер компетенций в регионы. Также развиваем направление волонтерства как стажировки, для того чтобы волонтерство засчитывалось как прохождение практики, если это совпадает с траекторией обучения. Кроме того, мы работаем по направлению стажировки по производственной эффективности, чтобы любой студент, который в будущем видит себя управленцем, смог узнать, что такое производственная эффективность”, – поделился Илья Семин.

По мнению ректора Северо-Кавказского федерального университета Дмитрия Беспалова, университетская модель содействия занятости должна, в первую очередь, ориентировать студентов на получение практического опыта работы, который формируется на рабочих местах.

“Первый рабочий опыт можно получить, еще будучи первокурсником, став, например, участником студенческого строительного отряда. Также университет считает эффективным форматом взаимодействия между работодателем и студентом кейсовые чемпионаты и профессиональные конкурсы – “Профстажировки 2.0” и другие проекты платформы “Россия – страна возможностей”, например, инженерный чемпионат CASE-IN, соревнования “Цифровой прорыв”, молодежный кубок по менеджменту “Управляй!”. Участвуя именно в таких проектах, работодатель может увидеть талантливого студента, оценить его компетенции, интеллектуальный задел”, – рассказал Дмитрий Беспалов.

По словам ректора СКФУ, “студент должен иметь представление о своем будущем месте работы и этому, в том числе, может способствовать практика создания базовых кафедр, которые реализуют различные форматы практико-ориентированного обучения, где часть занятий проходит на базе компаний-партнеров”.

О масштабной практике стажировок в компании Росатом рассказала генеральный директор АНО “Корпоративная академия Росатома” Юлия Ужакина. Росатом ежегодно берет около 1700 выпускников на стажировки.

“Адаптация к работодателю начинается задолго до студенческой скамьи. В Росатоме есть принцип: мы стараемся, чтобы школьники узнали работодателя через людей, чтобы у них появился пример человека увлеченного, талантливого, интеллектуального. На стажировках для студентов мы вовлекаем ребят в Росатом через нашу деятельность, – отметила спикер. – Как у работодателя у нас есть потребность немного перепозиционировать стажировки. Стажировка большинством студентов воспринимается как проба пера, как что-то временное и несерьезное. Стажировку нужно перепозиционировать из пробы в первую работу. Этот очень тонкий нюанс задает правильный, нужный настрой и студенту, и работодателю”.

Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко согласна с коллегами, что выпускники вузов сегодня сразу хотят прийти на высокую зарплату.

“Но помимо профессиональных знаний и soft skills мы должны научить студента адекватности восприятия себя, правильно себя позиционировать. Завышенные ожидания могут привести к определенной неустойчивости. Мы не должны ставить перед выбором – работать или не работать. Мы должны научить студента формировать свой компетентностный профиль в процессе обучения так, чтобы этот профиль совпал с ожиданиями работодателя”.

О системе стажировок на платформе “Профессионалы 4.0” рассказал начальник управления, директор по развитию платформы “Профессионалы 4.0” ПАО “Газпромнефть” Николай Долгов. По мнению спикера, также важно студентам показывать, что у них есть широкий спектр возможностей капитализации своих талантов на разных стадиях своего карьерного пути, в разных форматах. Это могут быть не только стажировки и трудоустройство в компании, это может быть проектная работа, работа в статусе самозанятого, это может быть предпринимательская деятельность. В современных условиях таких форматов самореализации становится все больше.

“Согласен со спикерами, что совмещать учебу и работу довольно сложно, это требует времени, большого внимания и концентрации. Но совмещение учебы с проектной деятельностью, на мой взгляд, чрезвычайно полезно. Это дает возможность на практике применять знания в реальных заказах, очень быстро получать честную обратную связь от заказчиков”, – добавил Николай Долгов.

В университете ИТМО также есть много интересных кейсов, направленных на построение начальной карьеры студентов. Об этом рассказала первый проректор университета ИТМО Дарья Козлова. По мнению спикера, “современный университет — это безопасная среда, откуда ребята выйдут уже с портфелем навыков. Университет — это то безопасное время, когда можно пробовать разные модели и варианты”.

“Всё идет в зачет. Это именно та система, в которой мы реализуем образовательную деятельность в ИТМО. В зачет идут результаты научного творчества, внеучебной деятельности, результаты практик, участие в хакатонах, в клубах, культурно-массовых мероприятиях. Образование в ИТМО не ограничивается нашими аудиториями. Следующий момент – развитие soft skills. Они нужны всем – и физикам, и инженерам, и IT-специалистам. Именно благодаря мягким навыкам наши студенты быстро найдут себя в работе, во взаимодействии с работодателями. Дисциплины, связанные с soft skills, очень популярны среди наших студентов. И, наконец, на наш взгляд, нужно чуть шире интерпретировать понятие индивидуальной траектории. Это выбор, как защищать диплом – бизнес-тезис, арт-проект или научная статья; это выбор внеучебной работы, выбор стажировок”, – отметила Дарья Козлова.

Спикер поделилась с участниками встречи практиками ИТМО, которые подтвердили свою эффективность: это корпоративные магистерские программы; менторские программы для магистров и аспирантов, что хорошо помогает в решении кадрового вопроса в вузе; научная карьера; прикладные проекты для развития вуза, реализуемые интердисциплинарными командами студентов; развитие предпринимательской культуры.

Полную версию дискуссии можно посмотреть по ссылке: https://educationweek.ru/program/events/kak-nachat-kareru-na-raznykh-etapakh-obucheniya

С сайта проекта профстажировки.рф