Отклик первого вице-президента СоюзМаш России В.Гутенева на Послание Президента России В.Путина Федеральному собранию

Владимир Гутенев,заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России:

– В своем Послании к Федеральному собранию Президент России сфокусировался на постковидной эпохе,поддержке и помощи наиболее пострадавшим гражданам и отраслям экономики. Российский лидер предложил большую комплексную программу, которая стимулирует решение демографических проблем, закрывает вопросы помощи неполным семьям и детям.

Особое внимание следует обратить и на те инициативы Главы государства, которые формируют долгосрочный тренд развития. Первое направление касается беспрецедентно высоких бюджетных расходов на гражданскую науку. Так до 2024 г. на фундаментальные и прикладные исследования планируется направить более 1,6 трлн рублей, что позволит сформировать прочный фундамент повышения конкурентоспособности российской экономики. Второе – сфокусировано на снижение долговой нагрузки регионов, которая образовалась за последние годы. Речь идёт о замещении задолженности коммерческим банкам, превышающей 25 % от собственных доходов страны, на бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года. Также Президент предложил реструктуризировать государственные кредиты, предоставленные субъектам РФ для борьбы с пандемией. Регионы должны были погасить их до 1 июля, а теперь займы пролонгированы до 2029 года. Эти инициативы заметно снизят нагрузку на местные бюджеты и позволят направить дополнительные ресурсы на реализацию неотложных задач и разработку инвестиционных проектов. Третье магистральное направление Послания, к сожалению, не услышанное и недооценённое большинством аналитиков – это отношение Президента к возросшим сверхдоходам крупных российских сырьевых и финансовых компаний, пытающихся реализовывать на российском рынке свою продукцию по мировым ценам и завышающие тарифы на оказываемые услуги. Понятно, что высокие доходы этих компаний формируются за счёт нас, граждан, и здесь уже нужно вести речь не только о более справедливом формировании тарифов и цен на внутреннем рынке, но и в первую очередь анализировать, будут ли эти сверхдоходы направляться на выплату дивидендов бенефициарам оффшорных компаний или инвестироваться в развитие бизнеса на российской территории. От этого в значительной степени зависят объемы инвестиций в высокотехнологичную промышленность, инфраструктуру и создание новые рабочие мест. На мой взгляд, этот вопрос предусматривает более внимательное отношение правоохранительных и надзорных органов к российскому бизнесу, и, несомненно, будет способствовать дальнейшей деоффшоризации российской экономики и национализации российской бизнес-элиты.