Брянские машиностроители и «оборонщики» подвели итоги прошлого года

В АО «Брянский автомобильный завод» (входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей») прошло совместное заседание Брянского отделения Союза машиностроителей России, региональных Советов директоров машиностроения и ОПК. На нем были подведены итоги 2018 года и намечены перспективы 2019 года.
В заседании приняли участие заместитель губернатора Александр Жигунов, глава Брянской городской администрации Александр Макаров, генеральный директор региональной Ассоциации промышленников и предпринимателей Геннадий Шалыгин.
По традиции началось оно с презентации предприятия – хозяина совещания. Первый заместитель генерального директора Дмитрий Олейник рассказал о том, что БАЗ – основное в России предприятие, способное обеспечить полный жизненный цикл (разработка, испытание, производство, техобслуживание и ремонт) специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости грузоподъемностью от 14 до свыше 40 тонн. Тягачи разработки и производства АО «БАЗ» – основная платформа для вооружений и военной техники, поставляемой Концерном ВКО «Алмаз-Антей» в рамках гособоронзаказа. На заводе с прошлого года реализуется инвестиционный проект по техническому перевооружению производства стоимостью свыше 760 млн. рублей. Предприятие в рамках программы диверсификации освоило производство тягачей для мобильных буровых установок, пожарного и спасательного оборудования.
Затем слово было предоставлено заместителю губернатора по ТЭК и ЖКХ, промышленности, транспорту и тарифам Александру Жигунову. Он отметил, что в 2018 году Брянская область динамично развивалась: объемы промышленного производства выросли на 5,5%, сельскохозяйственного – на 3,1%, оборот розничной торговли – на 4,1%, номинальная начисленная средняя заработная плата – на 10,6%, инвестиции в основной капитал – на 3,6%.
Глава Брянской городской администрации Александр Макаров отметил, что брянская промышленность – крупнейший налогоплательщик. Так, налоговые отчисления АО УК «БМЗ» за 2018 год составили 2,1 млрд. рублей, АО «ПО «Бежицкая сталь» – 1,3 млрд. рублей, ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» – 695 млн. рублей, ЗАО СП «Брянсксельмаш» – 536 млн. руб., Брянский автомобильный завод – 463 млн. руб. Все платежи совершались в консолидированный бюджет РФ. В прошлом году структура их была такова: 47,4% – в федеральный бюджет, 45,1% – в региональный и 7,5% в бюджет Брянска. А. Макаров заметил, что налоги возвращаются городу обратно по целевым программам.
На совещании представители региональной и городской властей рассказали руководителям предприятий также о строительстве спортивных объектов, учебных заведений, о реализации ряда федеральных программ. Участники совещания обсудили вопрос о переходе на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами в Брянской области.

Но основное внимание было уделено поведению итогов работы машиностроения, металлургии и ОПК региона в 2018 году и перспективам этого года.
Предприятия этой отрасли выпустили товарной продукции на сумму 70 млрд. рублей, что составляет более трети от общего объема промпроизводства в регионе. При этом сумма уплаченных налогов и сборов составила около 13 млрд. рублей.
С итогами работы предприятий машиностроения и металлургии выступил председатель регионального совета директоров машиностроения Анатолий Задорожный. Он отметил, что объем товарной продукции 32 предприятий этих отраслей за 2018 год составил 54 млрд. рублей – это уровень предыдущего года. В том числе 46 млрд. рублей (–6% по сравнению с 2017 годом) приходится на машиностроительные заводы, 8 млрд. рублей (+2%) – на металлургические. Средняя заработная плата выросла на 8% и 11% соответственно – до 36 тыс. рублей в машиностроении и 33,7 тыс. рублей в металлургии. При этом Анатолий Задорожный отметил, что зарплата на предприятиях варьируется от 20 до 50 тыс. рублей. Брянские машиностроители и металлурги перечислили во все уровни бюджета 6 млрд. рублей и во внебюджетные фонды – 2 млрд. рублей, что соответственно на 12% и на 2% больше, чем в 2017 году.
А. Задорожный добавил, что на всех предприятиях продолжается работа по модернизации производства, освоению новых изделий, и это, по его словам, дает основания надеяться на рост объемов производства в 2019 году на 6–8%.
По информации председателя Совета директоров оборонно-промышленного комплекса Брянской области, председателя регионального отделения Союза машиностроителей России Олега Данцева, предприятия брянской «оборонки» в 2018 году произвели товарной продукции на сумму 15,4 млрд. рублей, заплатили во все уровни бюджета и внебюджетные фонды 4,9 млрд. рублей. Средняя заработная плата по отрасли составила 34,6 тыс. рублей. В числе безусловных достижений прошлого года О. Данцев отметил обновление брянской оборонки: предприятия участвовали в выполнении 48 опытно-конструкторских разработок стоимостью около 800 млн. рублей, освоено 350 новых изделий. На модернизацию производства было направлено 1,2 млрд. рублей.
Лидеры по объёму производства: «Группа Кремний ЭЛ» – 3,3 млрд. рублей, Брянский автомобильный завод – 3 млрд., «Карачевский завод «Электродеталь» – 2,8 млрд. рублей. Эти три предприятия дают 60% объема товарной продукции брянской оборонки. Они же и «Брянский химический завод» – основные налогоплательщики отрасли, на которых приходится 70% от общего объема перечислений брянской оборонки. Что же касается инвестиций в техперевооружение, то «Группа Кремний ЭЛ» направила в прошлом году 780 млн. рублей, БАЗ – 260 млн. рублей и «Электродеталь» – 120 млн. рублей.
При этом, анализируя итоги прошлого года, Олег Данцев отметил, что интересно сравнить развитие брянской оборонки в динамике – за последние два года.
В 2018 году по сравнению с 2016 годом объем товарной продукции вырос на 15%, сумма уплаченных налогов – на 42%, средняя заработная плата – на 22%, и что, как отметил Олег Данцев, особо радует, – экспорт вырос в 3,5 раза.
Председатель регионального отделения Союза машиностроителей России особо отметил существенную поддержку, которую оказывают промышленным предприятиям губернатор Александр Богомаз и правительство Брянской области, – это предоставление налоговых льгот, продвижение инвестиционных проектов, участие в федеральных программах, совместный поиск путей выхода из непростых ситуаций. И, конечно же, запуск первого в регионе промышленного парка.
«Центр коллективного пользования промпарка оснащен самым современным высокоточным оборудованием, которое эффективно работает. Ряд предприятий уже оценили его возможности в мехобработке. Призываю и остальных воспользоваться услугами промпарка», – сказал Олег Данцев.
При этом он отметил, что в промпарке работает целевой выпуск бакалавров Брянского государственного технического университета, которые начали осваивать новое оборудование, продолжая обучение в магистратуре.
«В решении проблемы профессиональных кадров в регионе есть безусловные достижения. Создание центров технического образования повысило качество подготовки кадров. Впервые за последние годы в нашей заводской группе БГТУ нет отчислений за неуспеваемость на первом и втором курсах, а число тех, кто хорошо учится, резко возросло», – сказал О. Данцев.
На совещании говорилось не только о достижениях, но и о проблемах. Одной из самых серьёзных и, к сожалению, неразрешимых на региональном уровне, Олег Данцев назвал рост стоимости электроэнергии. Он привел следующие цифры: в 2016 году стоимость электроэнергии выросла на 10%, в 2017 году она не росла, зато в 2018 году – на 15%; тариф достиг 6,5 рублей за киловатт/час. Это явно не способствует конкурентоспособности продукции наших предприятий.
Кроме того, отметил Олег Данцев, доля гособоронзаказа в общем объеме товарной продукции остается очень высокой. По итогам прошлого года этот показатель в среднем по брянской «оборонке» составил 62%, а по ряду предприятий достиг 90-95%.
«Мы очень сильно «завязаны» на бюджет. Колоссальная зависимость от того, сколько денег будет выделено на оборонку. Так что задача, поставленная президентом Владимиром Владимировичем Путиным, о повышении доли гражданской продукции до 30% в общем объеме ОПК чрезвычайно актуальна для брянской оборонки», – отметил председатель БРО Союзмаша России.
Олег Данцев призвал предприятия – с целью увеличения доли гражданской продукции – активнее участвовать в конкурсах федерального Фонда развития промышленности, который по программе «Конверсия» выдает льготные кредиты. Он напомнил, что такой кредит в размере 200 млн. рублей на 5 лет был предоставлен «Группе Кремний ЭЛ» в конце 2017 года. Предприятие вложило также своих 300 млн. рублей. И теперь завод освоил серийное производство порядка 200 новых изделий – транзисторов и интегральных микросхем с проектными нормами 500 нанометров в малогабаритных металлополимерных корпусах типа SOT-23, SOT–89 для поверхностного монтажа, которые используются в блоках вторичного питания различной радиоэлектронной техники. В дальнейших планах – переход на 350 нанометров.

По словам Олега Данцева, стимулом для дальнейшего развития брянской промышленности, в том числе «оборонки», смогут стать нацпроекты по повышению производительности труда и конкурентоспособности продукции, провозглашенные Президентом РФ В. В. Путиным.

«К сожалению, Брянская область в прошлом году не смогла попасть в число пилотных регионов, где реализуется программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости», и это не позволило предприятиям работать с ФРП с целью получения льготного кредита. Но при этом наша область за свой счет создает региональный центр компетенций (РЦК) для распространения лучших практик производительности труда», – отметил Олег Данцев.
Он обратился к коллегам с предложением в инициативном порядке добавить производительность труда в основные показатели отчетности.

Что же касается повышения конкурентоспособности продукции, механизм реализации этого нацпроекта в регионе заложен в соответствующей программе Брянской области. С ее презентацией на совещании выступил директор регионального департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области Виктор Войстроченко.
В завершение заседания руководители предприятий побывали в цехах Брянского автомобильного завода, первый заместитель гендиректора предприятия Дмитрий Олейник познакомил их со всеми этапами производства специальных колесных шасси и тягачей.