В начале июля этого года генерального директора БМЗ Александра Альбертовича Василенко назначили первым заместителем главы «Трансмашхолдинга». Он отработал руководителем на брянском предприятии ровно 5 лет. Какими они были для него и для завода в целом? Об этом А. Василенко накануне назначения рассказал в многотиражке «Машиностроитель». Публикуем фрагменты из его интервью.
– В 2012 году еще не прослеживался спад по вагонной тематике, он не был ярко выражен. Но делать ставку на дальнейший рост заказов на них уже не приходилось. Маневровые тепловозы мы выпускали примерно в тех же объемах, что и сейчас. Магистральные локомотивы рассматривались всего лишь как небольшая партия машин для БАМа. На Украине начинали происходить известные события, и было понятно, что в скором будущем должен все-таки появиться российский тепловоз. Поэтому нужно было реализовать идею развернуть именно на Брянском машиностроительном массовое производство грузовых магистральных тепловозов. Наступало такое время, когда надо было принимать кардинальные меры. Огромное предприятие, занимающее огромную территорию, несло финансовые потери, складывалась высокая себестоимость выпускаемой продукции. Требовалось начать модернизацию, сокращать все виды затрат и создавать мощности под выпуск магистральных тепловозов. И, наверное, мы попали в точку. В 2014-м уже начались сложности, в 2015-м дела пошли еще хуже. 2016-й оказался совсем никакой: вагоностроители работали два-три месяца в году, так как продукция – грузовые вагоны – оказалась на рынке не востребованной. Не подготовив площади, специалистов, оборудование для изготовления магистральных тепловозов, мы не смогли бы сделать рывок и выпускать требуемое количество локомотивов. И эту нишу на рынке занял бы кто-то другой. Так что мы все правильно делали.
– Уже в 2012 году было понятно, что без внедрения инструментов бережливого производства движения дальше нет. Потихоньку, монотонно, каждый день на совещаниях пришлось убеждать коллектив, руководителей в первую очередь, насколько важно рационально выстраивать рабочие процессы. Поначалу в цехах не хотели серьезно БП заниматься, люди с трудом шли к пониманию того, что каждый шаг делает труд удобней, безопасней, производительнее. Но оказалось в итоге, что все необходимое сделано. И теперь наши заводчане говорят, что бережливое производство принесло пользу.
– Я горжусь тем, что… мы создали семью единомышленников, которые сегодня способны решать любые сложные задачи. Это самое важное. Ведь современные станки можно купить и поставить, что мы и делали. Непросто было научить людей работать правильно, привести к пониманию того, что необходимо выполнять инструкции, еженедельно и ежедневно обслуживать оборудование. Но теперь операторы сознают: любая поломка скажется на всем производственном процессе, приведет к ненужным затратам, к организации работы в субботу, отразится на зарплате. Появилась мотивация к ответственному труду.
– К сожалению, отечественная отрасль, которая называется станкостроение, была угроблена так же, как и производство судовых дизелей на БМЗ. Возрождаться она начинает только сейчас. В 2012 году в России, например, не было лазерного оборудования, приходилось приобретать за рубежом. А сегодня на предприятии нет импортных станков лазерной резки: в России за это время стали выпускать оборудование этого ряда не хуже, чем импортное. А то, что у нас не производят, приходится покупать за рубежом. Наличие санкций не значит, что мы не делаем закупки необходимого для оснащения производственной базы оборудования. И в этом году, и в прошлом покупали, и в следующем будем покупать. Грубо говоря, не собираемся возвращаться к напильнику. Модернизация станочного парка продолжится.
– Успех в производстве новых локомотивов зависит в значительной степени от того, насколько качественно будет выполнена документация конструкторская, а за ней технологическая. В инженерном центре у нас коллектив, занимающийся конструированием тепловозов, молодой, без школы определенной, поэтому важно, чтобы прежде всего это творческое звено работало эффективно. Пока на «каэмке», нашем первом изделии, много недоработок, которые приходится устранять. Это требует определенных затрат, и в этом заключаются определенные риски. Мы должны научиться правильно проектировать любое изделие, обеспечить безусловное исполнение техпроцесса на этапах сборки, добиться, чтобы и поставщики комплектующих были с нами в одной семье. Тогда не придется тратить огромные средства на гарантийное и послегарантийное обслуживание. Отсюда вытекают и задачи. Недавно вышел приказ по заводу о проведении авторского надзора за выпуском продукции. Цель – комиссионно обнаружить и «вычистить» недоработки, которые выявились в эксплуатации нового тепловоза 2ТЭ25Км. Коллективной работой должно стать устранение всех ошибок, чтобы качество нашей техники улучшалось.
– У завода хорошее будущее. Коллектив молодой, боевой, перспективный. Нам набраться побольше опыта – и все у нас получится.